Одесская специальная школа № 75 (ранее, единственная в Одессе вспомогательная школа) функционирует с 1929 года, когда здание было передано сфере Народного образования.
Само здание построено в 1885 году и принадлежало Главе дворянства Александровского уезда, Почетному мировому судье Кефале Михаилу Александровичу, на средства которого в 1902 году была основана одна из первых любительских астрономических обсерваторий г. Одессы.
Для справки.
Михаил Александрович Кефала родился 26 января 1846 года.
С 22.10.1886г. – Глава Дворянства Александровского уезда. С 1888г. – Почетный мировой судья, Глава Земского правления.
Награды: Орден Святой Анны 3 и 2 степени, Святого Станислава 2 степени, знак Красного Креста.
Его жена Вера Львовна, дочь ротмистра Льва Ивановича Давидова.
Дети: Александр 1877 года рождения, Михаил 1885 года рождения, Ксения 1880 года рождения.
Поместья в Александровском уезде Российской Империи, находившиеся в собственности семьи: Добрянка, Очертяно-Плаксовка, Швединовка, Марьяновка, Решитиловка, Георгиевка, Александровка и другие.
С 2004 года школа ведет переписку с наследниками Михаила Кефалы.
В школе побывали академик Глушко В.П., главный конструктор космических ракет Сергей Королев.
Первым директором школы была Примаченко Полина Порфирьевна, выпускница Петербургского института благородных девиц, депутат Верховного Совета СРСР 4-х съездов. Педагогический коллектив состоял в основном из выпускниц того же института, жен русских офицеров, людей высокой культуры. Школа поддерживала тесную взаимосвязь с научными сотрудниками Одесского психоневрологического диспансера.
В 60-е годы педагогический коллектив специальной школы № 75 (директором школы в то время был Пештерев В.Г.) предоставлял методическую и организационную помощь педагогическим коллективам открывшихся в Одессе школ- интернатов № 88 и № 34.
В 1966 – 1974 годах группой научных сотрудников научно – исследовательского института СРСР под руководством академика, доктора педагогических наук, профессора Еременко И.Г. совместно с педагогическим коллективом школы было проведено специальное исследование, направленное на изучение путей организации и осуществления дифференцированного обучения во вспомогательных школах Украины. Основными вопросами исследования были методические положения и организационные формы введения дифференцированного обучения и, в результате эксперимента, в Украине была ведена дифференциированная форма обучения учеников во вспомогательных школах страны.
В июне 2002 года на базе школы проходила Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы усовершенствования содержания образования детей с особенностями психофизического развития и критерии оценивания их учебных достижений».
В 2009 году школа была включена в экспериментальную работу регионального уровня на тему «Социально-психологическая реабилитация детей с особенными образовательными потребностями посредством профессионально-трудового обучения», для того, чтобы после окончания школы выпускники имели возможность трудоустроиться, либо продолжить обучение в специальных группах профессионально-технических училищ (с учетом личных интересов и психофизических возможностей, потребностей в рабочих кадрах и т.д.). Ученики с 4 по 7 класс овладевают одним из профилей профессионально-трудового обучения (швейное дело, столярное дело, картонажно-переплетное дело). В часы, предусмотренные государственным учебным планом на овладение одним профилем профессионально-трудового обучения, начиная с 8 класса учащиеся обучаются сразу трем дополнительным профилям; а с 9 класса вводится еще один новый дополнительный профиль.
Таким образом, после окончания обучения дети могут продолжить свою учебную либо профессиональную деятельность в следующих направлениях:
Девочки:
Мальчики:
В настоящее время ведется работа по реализации на базе школы проекта «Муниципальный дом ремесел», который предполагает:
Реализация данной практики осуществляется на общественных началах, благодаря системной помощи меценатов и всех неравнодушных людей, без привлечения средств из бюджета города.